Энергосберегающие мероприятия в школе

Энергосбережение в школе


Бесплатная юридическая консультация:

Энергосбережение – деятельность (практическая, научная, организационная, информационная), направленная на рациональное и экономное использование преобразованной и первичной энергии и природных энергоресурсов.

Оглавление:

Энергосбережение в школе и в других зданиях – наиболее дешевый и чистый экологически «источник» энергии. Это экономия электроэнергии, которая основана на применении энергосберегающих технологий, призванных сократить потери электроэнергии.

Если рассматривать энергию с точки зрения философии, то энергия является общей количественной мерой взаимодействия и движения всех видов материи. Энергия не образуется из ничего и никуда не исчезает, она может лишь преобразовываться из одной формы в другую. Значит, энергия подчиняется закону сохранения, и сберечь ее нельзя.

Тем не мене, термин «энергосбережения» активно применяется в мировой практике – «Energy Conservation», «Energy Saving», «Energieeinsparen». В данное понятие вкладывается общий смысл. Например, сокращение удельного расхода топлива в твердом виде на единицу выработанного 1 кВт в час в общем виде приводит к экономии топлива, содержащегося в недрах земли, которое в дальнейшем будет израсходование с той же целью, тем самым этот энергоресурс сохраняется на определенное время. Именно в данном понимании применяется термин «энергосбережение».

Рассмотрим на примере как можно организовать мероприятия по энергосбережению в средней школе.


Бесплатная юридическая консультация:

Ключевой целью энергосбережения в школе является увеличение значений экономических показателей образовательного учреждения, улучшение условий технического функционирования посредством повышения эффективности расходования энергии на один рубль оказываемых услуг, сокращение финансовой нагрузки на бюджет через сокращение платежей за электроэнергию и тепло.

Энергосбережение в школе – это совокупность трех видов мероприятии:

— мониторинг потребления энергетических ресурсов;

— регулирование расхода носителя тепла;

— повышение мотивации участников.


Бесплатная юридическая консультация:

Рынок переполнен современными системами вентиляции и регулирования, утеплителями. Но до сих пор нет системы, которая, не дожидаясь увеличения тарифов, способствовала бы снижению потребления энергетических ресурсов. Все потому, что не задействован основной элемент системы энергосбережения – мотивация! Только одновременное действие всех трех элементов дает положительный результат. Внедрение этих мероприятий часто оказывается дорогим и трудоемким, а срок окупаемости составляет больше срока службы самого здания, где установлено это оборудование.

Чтобы работа в данном направлении проводилась эффективно, главное – научить учащихся школы беречь и сохранять энергию дома, в школе, только тогда ребята осознают это в полной мере и в будущем смогут совершить прорыв в энергосбережении на своих рабочих местах, а значит – в стране.

Энергосбережение в школе

Во многих школах сегодня проводят основные энергосберегающие мероприятия. Старые деревянные окна меняют на пластиковые. Средняя потеря тепла через деревянные окна составляет около 45%, что в пересчете на школу означает около 136 Гкал в год, температура воздуха в кабинетах в зимнее время составляет +9 +11°С, что не соответствует СанПин.

По этой причине обучающиеся часто заболевают и пропускают уроки, т.е. недополучают знания. Старые деревянные двери заменяют в некоторых школах на пластиковые и металлические утепленные двери.


Бесплатная юридическая консультация:

В школах, где установлены приборы учета, постоянно отслеживается расходование энергоресурсов.

Экономия электроэнергии: замена обычных ламп на энергосберегающие лампы

Энергосберегающие лампы расходуют в 5 раз меньше электрической энергии, чем лампы ДРЛ, ЛОН и ДРВ, не теряя при этом установленной светопередачи.

Для установки энергосберегающей лампы не требуется дополнительного оборудования. В готовую лампу встроена вся электронная комплектация, в том числе пускорегулирующее устройство.

КЛЛ (компактная люминесцентная лампа) характеризуется высокой степенью светопередачи, достигающей 87 Rа, что соответствует нормативам, которые действуют на территории РФ. Частота мерцания энергосберегающей лампы равняется примерноГерц. Эти лампы рекомендованы для применения в больницах, учебных заведениях, на промышленных и производственных предприятиях.


Бесплатная юридическая консультация:

Значительную часть затрат организации в области жилищно-коммунальных услуг составляют расходы на электроэнергию.

Уровень и качество энергоэффективности освещения внутри здания и прилегающих территорий часто не соответствует современным требованиям.

Замена недостаточно эффективных ламп, в том числе ламп накаливания в системах освещения школ даст возможность реализовать потенциал энергосбережения.

Мероприятия, нацеленные на энергосбережение в школе в системе электроснабжения, внутреннем и наружном освещении:

— замена не достаточно эффективных источников света в целях освещения прилегающих территорий и помещений на энергоэкономичные;


Бесплатная юридическая консультация:

— оборудование здания приборами учета;

— использование современного энергоэффективного оборудования;

— установка систем автоматического контроля и регулирования работы оборудования.

Мероприятия в области энергосбережения в водоснабжении:

— внедрение приборов учета воды;


Бесплатная юридическая консультация:

— установка в перспективе смесителя с фотоэлементом, т.к. энергосбережение является не только экономией тепла, но и воды, для доставки которой требуется много электроэнергии (до 70% стоимости). Мытье рук с применением бесконтактного смесителя требует 1 л воды, а не 6, которые необходимы для традиционного крана.

Экономия тепла

Одним из главных приемов по оптимизации платежей за обеспечение теплом является установка узлов учета носителей энергии (теплосчетика) с использованием систем автоматического регулирования. В школах на узлах управления устанавливаются ультразвуковые СПТ 943, например, с автоматическим устройством. На тепловой счетчик возлагается не только расчет получаемого тепла и теплоносителя, но также и регистратора режима потребления тепла. Это возможно благодаря наличию архива среднесуточных, среднечасовых значений затрат тепловой энергии, температуры обратной и прямой воды, теплоносителя. Фиксация данных параметров позволяет поставщикам и абонентам тепловой энергии контролировать свойства теплоносителя и соответствие их договорным значениям.

Даже хорошо отрегулированный учет потребления горячей воды и тепла не полностью использует возможности снижения затрат на потребление тепла. Дело в том, что в школе люди находится только в рабочее время. Именно в этом время необходим нормальный отопительный режим. В остальное время (выходные дни, ночное время) не обязательно поддерживать температуру в помещениях околоградусов, достаточно 10-14, что поможет значительно сэкономить тепло и сократить затраты. Но в холодные дни зимнего периода здание остывает очень быстро, а греется медленнее, поэтому снижать температуру в ночное время не всегда рационально. Но добиться энергосбережения в школе на 10-22% можно, например, в межсезонье (завершение и начало отопительного сезона).

Выводы

Бесплатная юридическая консультация:

Школа является одним из ключевых инструментов воспитания экономного отношения к запасам у молодого поколения, а решение вопроса энергоэффективности в школах имеет большое значение.

Мы видим, что без установки учитывающих приборов невозможно использовать эффективно мероприятия по экономии тепла. Какие бы ни проводились мероприятия, без приборов учета организация по снабжению энергией будет предъявлять по-прежнему к оплате те же счета, т.е. «по расчету». С установкой тепловых счетчиков в школах наблюдается экономия финансовых средств в 30%. Также необходима замена счетчиков электроэнергии и воды.

Важно предусмотреть следующие мероприятия по энергосбережению в школе:

— система отслеживания расходов энергетических ресурсов и совершенствование энергобаланса;

— организация контроля и учета по рациональному использованию, лимитированию и нормированию энергоресурсов;


Бесплатная юридическая консультация:

— организация энергетических обследований для определения нерационального расходования энергоресурсов;

— разработка и осуществление акций по энергосбережению в школе.

И необходимо помнить: гораздо лучше сэкономить одну единицу энергии, чем создать новую. Сберегая энергию дома или в школе, мы сокращаем потери энергии при ее транспортировке и производстве.

Таким образом, не только школа, но и каждое образовательное учреждение может существенно сокращать расходы энергии, а обучающиеся могут лично участвовать в программе энергосбережения, что даст возможность сформировать в их сознании представление о важности процесса энергосбережения.

Источник: http://zeleneet.com/energosberezhenie-v-shkole/1587/


Бесплатная юридическая консультация:

Мероприятия по энергосбережению

Федеральным законом от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ Федеральной программой энергосбережения до 2020 года предусмотрен ряд мер по экономии энергоресурсов, в частности, обязательные мероприятия по энергосбережению в бюджетных организациях и на предприятиях. Энергосберегающие мероприятия в больницах, школах и детских садах способны высвободить ресурсы на решение важных социальных задач в стране.

Содержание статьи

Энергосбережение в школе, практика и особенности внедрения

Проведение работ по сохранению ресурсов в школе имеет не только прикладной, но и воспитательный характер. Ученики, которые будут воспитываться в традициях экономии ресурсов, в дальнейшей деятельности будут применять полученные навыки на практике.

Что касается плана мероприятий по энергосбережению в школе, то в соответствии с законодательством первое, что нужно сделать – это энергетическое обследование для получения объективных данных о количестве используемых ресурсов.

По итогам обследования составляется основательный энергетический паспорт, который является отчетным документом. Среди основных показателей паспорта:


Бесплатная юридическая консультация:

  • наличие приборов учета ресурсов,
  • количество и динамика использованного ресурса,
  • объемы потерь,
  • тепловая характеристика помещений,
  • уровень энергоэффективности,
  • оценка возможной экономии,
  • перечень мероприятий по энергосбережению.

С учетом специфики учреждения, можно утверждать, что наибольшие потери ресурсов в школах – это потери тепла через двери, окна и крыши, электроэнергии из-за неэффективной системы освещения и воды по причине устаревших водопроводных систем и оборудования. Поэтому основными направлениями плана мероприятий по энергосбережению должны стать:

  • Система электрообеспечения и освещения. Замена светильников типа Т8 на электронные пускорегулирующие аппараты, ламп накаливания — на люминесцентные. Вместо старых осветительных наружных приборов более рационально использовать натриевые лампы высокого давления или светодиодные. Замена или модернизация плит на пищеблоке
  • Водоснабжение. Ремонт систем подачи воды и сантехнического оборудования (водосберегающие аэраторы, промывные клапаны в туалетах, экономные душевые головки).
  • Система отопления. Утепление крыши и стен зданий, герметизация окон и дверей или замена их на металлопластиковые. Промывка и ремонт отопительных систем, их изоляция. Замена чугунных батарей на биметаллические или алюминиевые. По возможности желательна установка ИТП (индивидуального теплового пункта).
  • Система кондиционирования и вентиляции. Замена вентиляторов вытяжных на приводы с возможностью регулирования объема подаваемого воздуха в зависимости от потребности. Оснащение, где это возможно, вентсистемы технологиями утилизации тепла.

Подобные работы необходимо проводить и в других бюджетных учреждениях, таких как библиотеки и детские сады.

Энергосберегающие мероприятия на предприятии, особенности

Отличительной особенностью при составлении энергопаспорта предприятия является то, что учитывается не только работа по пассивной экономии ресурсов, как в бюджетных учреждениях, но и активное использование нетрадиционных альтернативных источников энергии.

Важными составляющими считаются:

  • привлечение вторичных энергоресурсов,
  • разработка технологий использования местных альтернативных видов топлива,
  • внедрение энергии из возобновляемых ресурсов (вода, солнце, ветер, тепло Земли).

Оставьте комментарий и вступите в дискуссию


Бесплатная юридическая консультация:

Источник: http://hitropop.com/energosberezhenie/energosberezhenie/v-shkole-i-na-predpriyatii.html

Материал по теме: План мероприятий по энергосбережению

Планируемые в детском саду мероприятия по энергосбережению, цели. задачи работы, сроки исполнения и ответственные

Скачать:

Предварительный просмотр:

МКДОУ Бобровский детский сад «Полянка»

мероприятий по снижению потребления энергоресурсов и внедрения эффективных энергосберегающих мероприятий

Цели: повышение эффективности использования энергетических ресурсов, снижение потребления топливно-энергетических ресурсов учреждения в учебном году на 3 % по отношению к прошлому году.


Бесплатная юридическая консультация:

∙ Внедрение организационных, правовых, экономических, научно-технических и технологических мероприятий, обеспечивающих снижение потребления энергетических ресурсов и повышения энергетической безопасности учреждения.

∙ Сокращение потерь тепловой и электрической энергии, воды.

∙ Сокращение расходов на оплату за энергоресурсы в ОУ.

∙ Сформировать сознательное отношение у работников МКДОУ к сбережению и экономии энергоресурсов.

Источник: http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2012/08/18/plan-meropriyatiy-po-energosberezheniyu


Бесплатная юридическая консультация:

План мероприятий, посвященный «Неделе энергосбережения» МБОУ «Абрикосовская школа» с 21.11. — 25.11.2016г.

План мероприятий, посвященный «Неделе энергосбережения» МБОУ «Абрикосовская школа» с 21.11. — 25.11.2016г.

Просмотр содержимого документа «План мероприятий, посвященный «Неделе энергосбережения» МБОУ «Абрикосовская школа» с 21.11. — 25.11.2016г.»

План мероприятий, посвященных Неделе энергосбережения

МБОУ «Абрикосовская школа» 2016/2017 учебный год

1. Выставка книг в библиотеке ««Лучший друг энергосбережения – экономный друг»»

2. Изготовление плаката «Энергосберегай!»


Бесплатная юридическая консультация:

Библиотекарь – Оманова С.Х.,

Майко Е.А., совет старшеклассников «ДУМА»,

Презентация-игра «Путешествие с Фиксиками в Энерголенд»

Майко Е.А., отряд волонтеров «Рассвет»

Презентация-игра «Путешествие с Фиксиками в Энерголенд»


Бесплатная юридическая консультация:

Просмотр мультфильмов: — «Фиксики-советы. Как беречь электроэнергию»; — «Энергия»; — «Наука для детей. Энергосбережение. Смешарики. Пинкод»; — «Энергию надо экономить»

Рейд по школе «Бережём тепло и электричество»

Майко Е.А., совет старшеклассников «ДУМА», классные руководители начальных классов

Презентация-игра «Путешествие с Фиксиками в Энерголенд»

Майко Е.А., совет старшеклассников «ДУМА»,


Бесплатная юридическая консультация:

Конкурс рисунков «Экономим в школе и дома»

Классные руководители 1-4 классов

Беседа «Роль энергосбережения»

Учитель физики – Демидова А.А.

Информационный классный час «Энергосбережение в быту»


Бесплатная юридическая консультация:

Источник: http://multiurok.ru/index.php/files/plan-mieropriiatii-posviashchiennyi-niedielie-enie.html

Энергосберегающие мероприятия в школе

Никакой вид энергии не обходится

так дорого, как её недостаток.

В течение последних десятилетий стало очевидно, что человеческая деятельность оказывает существенное негативное влияние на природу. Это создало не только местные и региональные экологические проблемы, но и начало отражаться на глобальном уровне, ускорило процессы изменение климата на планете. К сожалению, мы редко задумываемся над тем, как и сколько мы тратим энергии для решения конкретных задач. Зачастую мы используем слишком много энергии там, где можно её сэкономить. Моя работа поможет понять физические принципы энергосбережения и научиться применять их на практике. Нам предстоит узнать, как организовать свою деятельность и использовать доступные технологии для того, чтобы экономно расходовать энергию. .[1,2].

Объект исследования — энергетическое состояние школы.


Бесплатная юридическая консультация:

Предмет исследования — практические мероприятия по энергосбережению в школе для снижения неоправданных потерь энергии, уменьшение затрат на её потребление.

Цель работы: выяснить механизмы потерь энергии, тепла, воды и предложить способы сделать школу энергоэффективной.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

 изучить программу энергосбережения и повышения энергетической эффективности школы на 2012 – 2015 годы;

 провести анализ потребления энергоресурсов и экономических затрат МБОУ СОШ №2 за 2016 год;

 выполнить тепловизионное обследование ограждающих конструкций;


Бесплатная юридическая консультация:

 провести эксперимент установки теплоотражающих экранов за отопительными приборами;

 провести эксперимент, направленный на снижение расходов водоснабжения.

 разработать и распространить информационные листы в школе по экономии электроэнергии.

Гипотеза: предположим, что применение энергосберегающих методов сэкономит энергоресурсы и материальные расходы школы.

Практическая значимость. Применяя физические законы при изучении энергосбережения и энергоэффективности в школе, мы формируем практические навыки при изучении физики. Проведённыйанализ в ходе исследовательской работы на потребление энергоресурсов и экономических затрат за 2016 год, а также экспериментально проверенные способы снижения энергоресурсов в дальнейшем будут использованы в реализации программы по повышению энергоэффективности школы. Данные методы могут использовать и другие школы. Энергосбережение в школе имеет огромный потенциал. Необходимо с детства приучать к бережному отношению к электроэнергии, теплу, воде .

2.Материалы и методы исследования

Сбор материала мы начали в октябре 2016 года в школе №2, в рамках Недели энергоэффективности. Мы участвовали в мероприятиях по энергосбережению: классные часы, акции «Экономим электроэнергию», распространение информационных листов.

Основную информацию, мы нашли, изучив документы школы №2: программу энергосбережения и повышения энергетической эффективности на 2012 – 2015 годы; журналы учёта показаний за год по электроэнергии, холодной и горячей воды, тепла; документы экономических затрат на потребление энергии. В Интернете на сайтах государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности мы познакомились с правовыми документами в области энеогоэффективности. Мы узнали, что в ссоответствии с требованиями, изложенными в п.1, ст.24 ФЗ №261 от 23.11.09 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», муниципальное учреждение обязано обеспечить снижение потреблённой им воды, тепловой энергии, электрческой энергии и т.д. в течении 5 лет, не меньше чем на 15% от объёма фактически потреблённого им в 2009 году.[10]

Провели анализ потребления энергоресурсов и экономических затрат школы за 2016 год, построили диаграммы и сделали выводы. (Приложени 1 табл.1-5; диаграммы 1-5).

В целях подтверждения нашей гипотезы в декабре 2016 года провели эксперимент, направленный на снижение расходов водоснабжения. В ходе которого расчитали оптимизацию водопотребления путём установки в санитарных комнатах(туалетах) ёмкостей для снижения потребления воды. . (Приложение 2,термограмма 1-4, фото автр 1-2).

В январе 2017 года провели экспримент по установке теплоотражающих экранов за отопительными приборами, необходимых для снижения потребления тепловой энергии и экономических затрат. (Приложение 3-4, термограмма 1-4,фото автор.1,2,3).

В 2017 году выполнили тепловизионное обследование ограждающих конструкций школы. Цель: определить приведённое сопротивление теплопередачи ограждающих конструкций и в местах с установленным теплоотражающим экраном за отопительными приборами. (Приложение 2,термограмма 1-4, фото автр 1-2).

Разработали и распространили информационные листы по сбережению электроэнергии в санитаных комнатах, кабинетах, столовой, коридорах здания школы.

Методами исследования моей работы стали:

 поиск и систематизация информации из разных источников;

 сравнительный анализ документов;

 построение диаграмм, экономические расчёты;

 постановка эксперимента и наблюдение за его течением.

Закон сохранения энергии и понятие энергосбережения

Самый простой способ уменьшить загрязнение окружающей среды — беречь энергию, или, другими словами, расходовать энергию более разумно. Одним словом это называется «энергосбережение». [4] Экономить энергию должно все человечество и каждый человек в отдельности. Используя меньше не возобновляемых источников энергии, мы уменьшаем количество вредных выбросов в атмосферу. [1]

Потребление энергии человечеством непрерывно растет. В седьмом классе мы познакомились с законом сохранения энергии. Количество энергии в природе постоянно. С понятием энергии мы сталкиваемся всякий раз, когда хотим изучить какой-либо процесс, происходящий в природе. Световая, тепловая, звуковая,механическая, электрическая энергии – это различные формы энергии, которые тесно связаны друг с другом. В чем же связь? Каждый раз, когда происходит какое-то изменение в окружающем нас мире, энергия меняет форму.

В замкнутой системе количество энергии остается постоянным. Энергия не возникает ниоткуда и не исчезает бесследно, она может лишь переходить из одной формы в другую. Описывая такой переход, обычно говорят о расходовании энергии.

Россия, несмотря на продолжительные трудности, осталась «энергетической сверхдержавой» — обладателем одним из самых больших в мире потенциалов энергетических ресурсов. На ее территории, составляющей примерно 10% суши Земли с населением всего 2,6% от мирового, сосредоточено свыше 32% разведанных запасов газа, 13% нефти и 25% угля. Но даже при таком изобилии, проблема ресурсосбережения – одна из ключевых для России.[7]

Энергосбережение — это наиболее дешевый «источник» энергии. 23 ноября 2009 года Д. А. Медведев подписал принятый ранее Госдумой закон федеральный закон № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». [10] Следовать принципу «сделать больше с меньшими затратами» будет выгодным для всех. Школы являются серьезными потребителями энергии: электрической и тепловой. Почти все учебные здания строились достаточно давно, когда об экономии задумывались немногие.

Энергосберегающие технологии в школе: применение и эффективность

В настоящее время затраты на энергетические ресурсы составляют существенную часть расходов многих учреждений. В условиях увеличения тарифов и цен на энергоносители их расточительное неэффективное использование недопустимо. Создание условий для повышения эффективности использования энергетических ресурсов становится одной из приоритетных задач развития учреждений. Для оценки финансовых затрат на потреблённые энергоресурсы (тепловая, электроэнергия, водопроводная вода) мы провели анализ оплаченных счетов школы №2 за год. [3] Сводные данные по энергопотреблению и финансовым затратам представлены в таблицах и диаграммах (Приложение 1, таблица 1-3, диаграмма 1-3).

Выводы: анализ приведённых данных потребления энергоресурсов показывает, что суммарные затраты на энергоресурсы в 2016 году выше, чем в 2015 году и составили 8821,6 тысяч рублей:

— на оплату электрической энергии приходится 743,7 тысяч рублей;

— на оплату тепловой энергии приходится 7 933,6 тысяч рублей;

— на оплату водопроводной воды 144,3 тысяч рублей.

Наибольшая доля потребления энергоресурсов и финансовых затратприходится на теплопотребление, это обусловлено тем, что отопление здания учреждения организовано централизовано. А также наибольшая доля потребления электрической энергии в сравнении с 2015 годом и водоснабжения. Изучив программу энергосбережения и повышения энергетической эффективности МБОУ СОШ №2 на годы [5], мы выяснили основные причины появления непроизводительных потерь теплоэнергоресурсов в учреждении:

— отсутствие автоматического управления теплоснабжением, что приводит к перерасходу тепловой энергии;

-разрегулированность работы тепловых сетей, нарушение целостности изоляции теплопотребляющего оборудования;

— устаревшая система электроснабжения и освещения;

— недовлетворительное состояние системы водоснабжения и отсутствие её изоляции.

Способы снижения затрат на тепловую энергию в школе. Эксперимент.

Для изучения потребления тепловой энергии, мы провели тепловизионное обследование ограждающих конструкций с применением тепловизора FLIR Т460.

Цель: выявить нерациональную потерю тепла, через ограждающие конструкции. Термографирование проводилось по предварительно намеченным участкам с покадровой записью термограмм и одновременной съёмкой этих участков тепловизором в вечернее время — 31.01.17 в 20.00 часов.(Приложение 2.Термограмма 1,2,3,4; фото 1,2)

Вывод: по результатам тепловизионного обследования ограждающих конструкций МБОУ СОШ №2 была выявлена большая потеря тепла через стены основного и дополнительного здания; через цоколь здания; неутеплёные окна; через стены, в местах установки радиаторов; через двери.

Изучив программу энергосбережения и повышения энергетической эффективности МБОУ СОШ №2 с годы [5] мы познакомились с мероприятиями по энергосбережению. Одно из меропиятий по сохранению тепла – установка теплоотражающих экранов за отопительными приборами.

Основываясь на физическом законе излучения и эмиссии, все тела, температура которых выше абсолютного нуля излучают инфракрасное излучение. Количество поглощенных телом лучей выражается понятием эмиссии. [2]

Мы выдвинули гипотезу: благодаря способности тел поглощать тепловую энергию, можно применить материалы с низким коэффициентом эмиссиии излучения для сохранениятепла в помещениях, тем самым снизить расходы на потребление тепловой энергии школы.

Цель эксперимента: выяснить с помощью тепловизора и теплоотражающего экрана возможность сокращения теплопотерь в кабинетах школы.

Время проведения эксперимента:с 17.02.17 с 19.00 по 18.02.17 до 19.00

Ход эксперимента №1:

1.Измеряем температуру помещения и фиксируем в таблице (Приложение 4, таблица 1).

2. Алюминиевую фольгу на подложке из вспененного полиэтилена помещаем за радиатором на стену (Приложение 3, фото 1-2,термограмма 1,2).

3. Через сутки делаем спектральный снимок с улицы на тепловизоре FLIR Т460. (Приложение 3, фото 1-2,термограмма 1,2).

4. Заносим данные в таблицу, делаем вывод (Приложение 4, таблица 1).

Вывод: в результате проведённого опыта температура в помещении повысилась на 1 градус, а температура стены здания, где установлен тепловой экран по спектральному снимку повысилась на 2,5 градуса. Исходя из фактических данных по потреблению энергии и её оплате за 2016 год экономия от установки теплоотражающих экранов составит 2 %.[5] Оценка годового экономического эффекта установки теплоотражающих экранов представлена в программе школы по энергоэффективности [5] (Приложение 4.Таблица 2.)

Способы снижения затрат на потребление воды в школе. Эксперимент.

Здание снабжается холодной водой по одному вводу от ГОУП «Кандалакшаводоканал». Расход воды осуществляется на бытовые нужды : столовую, санитарные комнаты, уборку помещений, полив растений. В соответствии с фактическим расчётом потребления водных ресурсов за 2016 год и затрат на использование водоснабжения, экономия в отношении энергоресурсов может осуществляться с использованием следующих мероприятий:

установка регуляторов расхода воды, примеяемая во всем цивилизованном мире. Регулятор расхода воды, автоматически регулирует напор воды и существенно повышат степень экономии, так как снижение напора снижает расход.[5]

Наблюдая за расходованием водоснабжения в санитарных комнатах мы убедились , что большой расход воды тратится при сливе его в канализацию. Изучая на уроках закон Архимеда «Действие жидкостей и газов на погруженные в них тела» мы решили провести эксперимент, основанный на этом законе: «Выталкивающая сила, действующая на погруженное в жидкость тело, равна весу жидкости, вытесненной этим телом».

Цель эксперимента : выяснить эффективность использования способа экономии холодного водоснабжения, с применением закона Архимеда.

Гипотеза: предположим, что ёмкость помещённая в бак с водой, съэкономит количество расходования холодной воды, вытесненное собственным телом.

Время проведения эксперимента: с 25.01.17 в 14.00

Необходимое оборудование: ёмкости объёмами 4,5 литра и 1 литр, линейка секундомер

Ход эксперимента №2.

1.Взять ёмкость 4,5 литра и за заполнить её водой

2. Замерить высоту воды в ёмкости и зафиксировать в таблице

3.Провести подсчёт расхода воды при сливе за единицу времени ( мл/с)

( Приложение №5 , таблица №1)

4. Из ёмкости 4,5 литра вылить воду до отметки 16 см и погрузить герметичный сосуд объёмом 1 литр. Высота жидкости поднялась до прежнего уровня , т.е. 22 см.

5. Провести подсчёт расхода воды при сливе за единицу времени ( мл/с)

( Приложение №5 , таблица №2)

При анализе результатов эксперимента следует , что расход воды при сливе за единицу времени практически одинаков(42-44,2 мл/с). Во втором случае увеличился объём воды и её уровень за счёт погруженной герметичной ёмкости и расход воды при сливе оказался почти одинаков.

Вывод: при погружении в ёмкость герметичного сосуда, объём воды увеличивается не за счёт её количества, а за счёт объёма вытесненной жидкости, что фактически снижает расход воды в ёмкости.

Такой способ экономии будет эффективным для использования в санитарных комнатах, сливных бачков. Расход воды умньшится на 1 литр за счёт погружённой в него ёмкости равной 1 литру.Теоретически снижение расхода воды при применении данного способа экономит потребление холодной воды.

В школе 612 учеников. Допустим в течение дня санитарную комнату посещают 306 человек, следовательно экономия при сливании на каждого человека 306 литров воды в день. За месяц экономия составит: 24*306=7,4 куб.м

Метод электросбережения.

На основании исследовательской работы для более эффективной экономии электроэнергии в школе, мы разработали и довели сведения до каждого учителя и ученика путем распространения информационных листов следующие правила:

-Выполнять разъяснительную работу среди учителей, учащихся и их родителей, направленную на воспитание чувства экономии и бережливости при использовании электроэнергии.

— Лампочки на лестничных пролётах в дневное время должны быть погашены.

— В электрощитовых, подвалах свет должен гореть только при выполнении работ в этих помещениях. Такое бережное расходование электричества может принести до 30% экономии.

Мы выпустили и распространили среди учеников, учителей информационные листы с советами по энергосбережению. Повесили памятки в кабинеты, столовую, туалетные комнаты. (Приложение 6)

Выводы:

— В результате исследовательской деятельности мы изучили литературу, программные документы, журналы учёта энергоресурсов и интернет сайты по энергосбережению РФ.

-Провели анализ потребления энергоресурсов и экономических затрат школы за 2016 год, построили диаграммы и сделали выводы.

— В целях подтверждения нашей гипотезы в декабре 2016 года провели эксперимент, направленный на снижение расходов водоснабжения. В ходе которого рассчитали оптимизацию водопотребления путём установки в санитарных комнатах(туалетах) ёмкостей для снижения потребления воды.

— В январе 2017 года провели эксперимент по установке теплоотражающих экранов за отопительными приборами, необходимых для снижения потребления тепловой энергии и экономических затрат.

— Выполнили тепловизионное обследование ограждающих конструкций школы и определили причины потери тепла, а также их устранение.

— Разработали и распространили листовки по сбережению электроэнергии в санитарных комнатах, кабинетах, столовой, коридорах здания школы.

Изученные нами материалы позволяют подтвердить гипотезу: о том, что применение энергосберегающих методов сэкономит энергоресурсы и расходы школы.

Заключение и перспективы:

Настоящая работа посвящена анализу современных энергосберегающих технологий и выбору наиболее эффективных из них применительно к образовательному учреждению МБОУ СОШ №2.

Таким образом, мероприятия по энергосбережению позволяют решить целый комплекс задач: сэкономить большое количество энергоресурсов, снизить нагрузку на окружающую среду. Вне всякого сомнения, повсеместное использование технологий энергосбережения – лишь вопрос времени. Я считаю, что стимулирование энергосберегающих проектов и пропаганда энергосбережения в стенах школ (проведение общешкольных уроков физики, экологии, организацию выставок, семинаров, конкурсов, распространение листовок и буклетов, выпуск пособий по энергосбережению) будет способствовать внедрению энерготехнологий.

Список использованных источников и литературы:

1. Данилов, Н.И. Энергосбережение — от слов к делу / Н.И.Данилов.- Екатеринбург, Энерго-Пресс, 2000.

2. «Электроэнергетика. Строители России. XX век» М.: Мастер, 2003;

3. Ишкин В. Энергетическая безопасность – одна из основ безопасности страны / Мир связи. – 2008. — № 1;

4. Миронов С. Энергетический бизнес в России / Энергополис. – 2009. — № 3(19);

5. Global Power Statistics. – Официальный сайт Международного энергетического агентства;

6. Программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности на годы. Центр энергоэффективности «ИНТЕР РАО ЕЭС», г. Мурманск

Таблица 1. «Учёт потребления водоснабжения за годы и экономические затраты»

Период

Потребление водоснабжения (х/в, г/в) (по приборам учета)

Источник: http://school-science.ru/4/11/1477

Энергосберегающие мероприятия в школе

Энергосбережение и повышение энергоэффективности является актуальным и необходимым условием нормального функционирования российской школы. Их значимость связана, прежде всего, с экономическими и экологическими проблемами. Повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов при непрерывном росте цен на энергоресурсы и соответственно росте стоимости электрической и тепловой энергии позволяет добиться существенной экономии как топливно-энергетических, так и финансовых ресурсов.

Школа располагает значительным потенциалом энергосбережения и реальными возможностями экономии бюджетных средств. Также в школе существует возможность сформировать сознательное отношение у учащихся к сбережению и экономии энергоресурсов. Ведь именно школьники, научившись бережно относиться к энергии в школе, принесут эти знания домой, научат всех дома, а в будущем совершат прорыв в энергосбережении на своих рабочих местах, а значит и во всей стране.

До последнего времени в школе недостаточно внимания уделялось вопросам энергосбережения, идеям эффективного использования энергетических ресурсов. В связи с этим, развитие знаний и умений в области энергосбережения и энергоэффективности, а также формирование комплекса энергосберегающих мероприятий в российских школах приобретает в настоящее время не только теоретическое, но и важнейшее практическое значение.

Изучение работ по энергосбережению и повышению энергоэффективности российских школ показало, что не нашли должного отражения вопросы, связанные с этапами формирования комплекса энергосберегающих мероприятий и развитием культуры энергосбережения в образовательных учреждениях.

В связи с этим, целью данной научно-исследовательской работы является повышение эффективности энергосберегающей деятельности в российских школах на основе развития культуры энергосбережения и совершенствования механизмов формирования комплекса энергосберегающих мероприятий.

Указанная цель обусловила необходимость решения следующих задач:

– провести анализ состояния энергосбережения и повышения энергоэффективности в российских школах;

– выявить направления развития культуры энергосбережения;

– определить основные этапы формирования комплекса энергосберегающих мероприятий.

При написании данной работы были использованы законодательные акты Российской Федерации, материалы периодических изданий и ресурсы Интернет.

Личный вклад автора данной научно-исследовательской работы состоит в определении основных направлений развития энергосберегающей деятельности в российских школах.

Состояние вопроса энергосбережения и повышения энергоэффективности в российских школах

С 2009 г. в России действует Федеральный закон № 261-ФЗ от 23 ноября 2009 г. «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который предписывает всем государственным образовательным и медицинским учреждениям экономить ресурсы: воду, электричество, тепло [1].

По закону, все бюджетные учреждения должны предпринимать меры по повышению своей энергоэффективности и ежегодно снижать энергопотребление на три процента. Даже при хорошей организации энергетического учета в образовательном учреждении коренной проблемой остается анализ полученных результатов, определение системы мероприятий для достижения экономически оправданного уровня использования энергоресурсов при существующих требованиях к энергоэффективности закупаемого оборудования, уровню комфортности образовательного процесса.

Как ведется эта работа в школах? Не приводит ли экономия энергии к ухудшению условий пребывания и обучения детей?

Многие школы в России, особенно панельные, построенные в 1970–1980-х гг., а также деревянные или кирпичные довоенной постройки, не имеют достаточного утепления. Через тонкие стены, плохо утепленные полы и потолки, наружу уходит очень много тепла, в ветреные дни тепло выдувается через щели в ветхих или сломанных окнах и дверях. В результате в зимний отопительный сезон, а также осенью до начала отопления во многих школах и других детских учреждениях холодно, температура в классах часто падает до 13–15 С. Тысячи школ по всей России, особенно в северных регионах, имеют такие проблемы, но администрация школ, как правило, не знает, как можно простыми и дешевыми способами утеплить школьное здание.

До сих пор некоторые учебные заведения в некоторых районах Волгоградской области отапливаются электрообогревателями на основе тэнов, как показала практика – абсолютно неэффективными. Санитарные нормы требуют располагать такие устройства в школах на высоте минимум 1,5 м над полом, а это означает, что тэны греют не школьников, а воздух под крышей. По этой причине обучающиеся часто заболевают и пропускают уроки, т.е. недополучают знания. Поэтому комфортная температура в классах – это здоровье детей и учителей.

В связи с этим во многих школах сегодня проводят основные энергосберегающие мероприятия. Но проблема в том, что значительная часть объектов изношена, требует капитального ремонта и имеет низкий уровень благоустройства. Причина этого лежит в недостаточном целевом бюджетном финансировании этой деятельности. Ограниченность финансирования заставляет администрацию школ отказываться от серьезных вложений, которые могли бы обеспечить не сиюминутную экономию, а заметное долгосрочное снижение энергопотребления. Из-за этого расход энергии во многих школах не сокращается, а напротив, продолжает расти.

Реализация мероприятий в конкретных условиях сталкивается с рядом проблем, сдерживающих проведение энергосберегающей политики в школах:

– недостаточная оснащенность приборами учета энергоресурсов в различных муниципальных образованиях, что приводит к отсутствию контроля за энергоресурсами;

– отсутствие энергетических паспортов на основе энергоаудита;

– отсутствие школьной программы по энергосбережению;

– высокая доля устаревшего оборудования, изношенность школьных зданий;

– недостаточное финансирование программных мероприятий;

– отсутствие условий для формирования навыков поведения среди участников образовательного процесса в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

– отсутствие специалистов по ведению энергоэффективной деятельности.

Ключевой целью энергосбережения в школе является увеличение значений экономических показателей образовательного учреждения, улучшение условий технического функционирования посредством повышения эффективности расходования энергии на один рубль оказываемых услуг, сокращение финансовой нагрузки на бюджет через сокращение платежей за электроэнергию и тепло. Пока рано говорить о том, что школам удается найти баланс между снижением энергопотребления и улучшением условий пребывания учеников и учителей. Но работа в этом направлении продолжается.

Примером эффективного подхода к повышению энергоэффективности в бюджетных учреждениях могут служить два учреждения города Волжского Волгоградской области, опыт которых демонстрирует целесообразность инвестиций в энергосбережение [4]. Первое – это средняя школа № 23 им. 87-й Гвардейской стрелковой дивизии, построенная еще в 1970 г. Второе учреждение – это гимназия города Волжского, ориентированная на углубленное интеллектуальное развитие учащихся, особенно в области гуманитарных дисциплин. Гимназия была основана в 1994 г.

Оба учебных заведения во время каждого отопительного сезона сталкивались с проблемами, обусловленными изношенностью и низкой эффективностью отопительных систем. Поэтому в рамках городской программы энергосбережения в обоих муниципальных образовательных учреждениях были установлены узлы учета тепла, а также автоматизированные индивидуальные тепловые пункты с погодным регулированием.

Оба проекта были реализованы в 2015–2016 гг. По результатам проекта в гимназии только за отопительный сезон 2015–2016 гг. (по данным на 1 марта 2016 г.) теплопотребление сократилось на 24% (при подсчете энергосбережения сравнивался расход тепла в период с 01.10.2015 по 01.03.2016 г. после ввода в эксплуатацию АИТП с расходами за аналогичный период предыдущего отопительного сезона). Стоит отметить, что сокращение объема потребляемого тепла на 20% было зафиксировано даже в самый холодный период, с декабря по февраль.

В школе № 23 за тот же период потребление тепла сократилось в общей сложности на 10%, а в самые холодные месяцы (с декабря по февраль включительно) составило порядка 11% относительно показателей за тот же период прошлого сезона.

На основании этих показателей можно отметить, что российские школы располагают значительным потенциалом энергосбережения и реальными возможностями экономии бюджетных средств, которые будут использоваться на укрепление учебно-материальной базы школы.

Еще одной из действенных мер по энергосбережению в российских школах является формирование культуры энергосбережения. С проблемами рационального использования энергетических ресурсов и способами их энергосбережения необходимо познакомить всех школьников на каждом уровне образования, с учетом возрастных особенностей и познавательных возможностей обучающихся. Необходимо формирование у школьников энергосберегающей модели поведения, ориентированной на бережное и ответственное отношение к энергии и природным ресурсам. Ученики школ могут лично участвовать в программе энергосбережения, что даст возможность сформировать в их сознании представление о важности процесса энергосбережения. С детства, привыкнув к бережному отношению к электроэнергии, в будущем нынешние школьники смогут совершить прорыв в энергосбережении во всей стране [3].

Развитие знаний и умений в области энергосбережения и энергоэффективности

До последнего времени в российских школах недостаточно внимания уделялось вопросам энергосбережения, идеям эффективного использования энергетических ресурсов – электричества, тепла, воды, навыкам энергоэффективного поведения. Сегодня, очевидно, что школа – один из основных институтов воспитания бережного отношения к ресурсам у молодого поколения, а решение проблемы энергоэффективности в школах имеет первостепенное значение.

Одной из действенных мер по энергосбережению в образовательных учреждениях является формирование культуры энергосбережения, сознательного отношения работников школы, обучающихся и их родителей к сбережению и экономии энергоресурсов в масштабах школы. Чтобы вовлечь учащихся и сотрудников сферы образования в энергосбережение и рациональное использование природных ресурсов, необходимо понимание и осознание этой проблемы.

Особенно важно работать со школьниками, которые полученные знания могут применять одновременно и в своих школах, и дома, став проводниками идеи энергосбережения, тесно связанной с экономией энергоресурсов и защитой окружающей среды [2]. В образовательной программе школы эти вопросы должны проходить и в организации учебной и внеучебной деятельности с обязательной методической поддержкой. Для внедрения такой деятельности необходимо предусмотреть изменения в воспитательной системе школы, включив в план воспитательной работы школы, раздел по формированию навыков энергоэффективного поведения.

Деятельность по формированию энергоэффективного поведения должна быть направлена на четыре группы заинтересованных лиц: сотрудников школы, учащихся, родителей, социальных партнеров.

Работа с сотрудниками школы должна строиться по принципу постоянства, это значит, что все мероприятия по формированию навыков энергоэфективного поведения организуются и проводятся регулярно и систематически. Очень важно подключить к процессу ресурсосбережения всех сотрудников. Назначаются ответственные лица за осуществление своевременной плановой проверки работы приборов учета и своевременную передачу данных показаний в энергоснабжающую организацию. Для лиц, ответственных за потребление ресурсов в образовательном учреждении необходимо организовать курсы повышения квалификации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности».

В настоящее время Министерство образования РФ подготовило программы по обучению энергосбережению для учителей РФ, сформировало 56 центров переподготовки учителей по данной программе, выпускает серию мультипликационных и документальных фильмов для детей всех возрастов по формированию энергосберегающего образа жизни.

Работа с учениками организуется и проводится в совместной творческой, интеллектуальной, научно-исследовательской деятельности с педагогами школы, родителями и социальными партнерами. Также возможно проведение различных конкурсов, акций на предмет энергосбережения и формирования навыков энергоэфективного поведения.

Школьники начинают изучать существующую ситуацию с энергопотреблением, ищут причины потерь энергии, и используют простые энергосберегающие меры в школе и дома: утепление окон и дверей, замена ламп накаливания на энергосберегающие лампы, использование местного освещения взамен общего там, где это удобно, и многое другое. Однако многое зависит и от неформального подхода учителей, их желания вести практические занятия с учениками. Закрепить новые знания и навыки можно только на практике. Школьникам важно знать, что их усилия по экономии энергии служат для развития школы и поддерживаются школьной администрацией и учителями.

Работу с родителями целесообразно проводить на родительских собраниях, а также организовывать тематические родительские собрания. Для наглядности можно оформить информационные уголки, стенды, выпустить стенгазету и т.д. Это поможет родителям узнать, как обстоят дела с экономией энергии в школе, где учатся их дети. Родители могут ознакомиться с информацией, дать свои рекомендации и высказать свое мнение по проблеме энергосбережения.

При работе с социальными партнерами школа должна эффективно выстраивать взаимодействие и активно участвовать в конкурсах на поставки оборудования, привлекать дополнительные средства финансирования. Необходима также популяризация и пропаганда энергосбережения со стороны социальных партнеров с целью повышения осведомленности в данной сфере. Популяризация и пропаганда являются неотъемлемой частью деятельности по энергосбережению и при грамотном применении позволяют достичь более высоких результатов.

В качестве примера можно привести Волгоградский центр энергоэффективности, проводящий в рамках социального партнерства серию уроков по энергосбережению в школах Волгоградской области, которые являются частью проводимых мероприятий Всероссийского фестиваля энергосбережения «Вместе ярче». В игровой форме школьники узнают, что такое энергия, откуда она берется и как ее сберечь, а также отвечают на вопросы викторины и рассказывают, какие правила энергосбережения они используют у себя дома [5].

В Ольховском районе Волгоградской области в рамках этой акции школьники МБОУ «Ольховская СШ» приняли участие в конкурсе рисунков и плакатов на тему бережного отношения к энергетическим ресурсам и окружающей природной среде. На уроках информатики школьники совместно с учителем провели конференцию на тему «Энергосбережение – будущее страны», а также разработали познавательный проект на данную тему [6].

Энергосбережение и энергоэффективность в школе имеет огромный потенциал. Успешность формирования знаний и умений учеников школ в области энергосбережения и энергоэффективности возможна только в том случае, если удастся сформировать устойчивую мотивацию и воспитать сознательное стремление к энергосбережению, пробуждению интереса к данной проблеме, привитию навыков экономии и формирования энергосберегающего образа жизни.

Результатом формирования культуры энергосбережения в российских школах, выработки практических умений, осмысленных убеждений и устойчивого мировоззрения в области энергосбережения и энергоэффективности будет являться:

– развитие умений и навыков использования энергосберегающих технологий в современном мире;

– формирование целостного взгляда на современную действительность, концептуально новые тенденции государственных программ в области энергосбережения и повышения энергоэффективности, а также роль и значимость сбережения природных ресурсов;

– привитие бережного отношения к электрической энергии дома и в школе;

– формирование устойчивых понятий об обращении с электроприборами;

– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе экономии материальных затрат путем сбережения электрической энергии.

Таким образом, бережное отношение к энергии не должно пониматься просто как модное веяние сегодняшнего дня, оно должно быть частью нашей повседневной жизни, своего рода культурой. Именно формирование знаний и умений, культуры энергосбережения в обществе и есть та цель, достижение которой обеспечит конкурентоспособность нашей страны, сохранит гармонию с природой и, наконец, сохранит богатства нашей страны для следующих поколений.

Формирования комплекса энергосберегающих мероприятий в российских школах

Энергосбережение в российских школах в настоящее время, как правило, рассматривается не в качестве комплексного подхода в деятельности учреждения, а в качестве деятельности по реализации отдельных энергосберегающих мероприятий, которым присущи ограничения во времени и ресурсах. Виды мероприятий по энергосбережению, которые может осуществить школа, зависят в основном от мероприятий, заложенных в региональные и муниципальные программы, а значит, финансово обеспечиваемых учредителем в рамках предоставления подведомственным школам субсидий. Также возможно финансирование энергосберегающих мероприятий за счет средств от платных образовательных услуг.

Мероприятия по энергосбережению можно разделить на две основные группы:

1) организационные мероприятия;

2) технические мероприятия.

Организационные мероприятия включают в себя:

– доведение до персонала единого плана действий по организации энергосбережения;

– организацию учета и контроля по рациональному использованию, нормированию и лимитированию энергоресурсов;

– организацию энергетических обследований для выявления нерационального использования энергоресурсов;

– своевременную проверку и корректировку договоров с энергоснабжающими организациями;

– для повышения информированности персонала и учеников школы применение информационных плакатов, табличек по вопросам энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

– назначение лиц, ответственных за реализацию конкретного мероприятия;

– создание системы управления эффективностью использования энергии в структурных подразделениях.

Технические мероприятия по энергосбережению в свою очередь можно разделить на:

1. Низкозатратные мероприятия:

– утепление оконных конструкций или, по возможности, замена старых окон на новые;

– удаление зеленых насаждений, которые затемняют окна;

– регулярная промывка и ремонт системы отопления с заменой теплоизолирующего слоя;

– утепление или замена входных дверей, утепление чердачных и подвальных помещений;

– установка теплоотражателей за батареями;

– регулярное отключение неиспользуемых приборов;

– систематический замер сопротивления изоляции электропроводов и силовых линий, что способствует минимизация потерь электроэнергии при транспортировке;

– систематическая чистка светильников и окон.

2. Среднезатратные мероприятия:

– установка приборов учета холодной и горячей воды, тепловой энергии;

– замена устаревших светильников на энергосберегающие;

– замена чугунных батарей на алюминиевые или биметаллические;

– установка смесителей с фотоэлементом;

– монтаж систем управления движением с датчиками присутствия;

– замена ветхой электропроводки (полностью или частично);

– утепление или замена входных дверей, утепление чердачных и подвальных помещений.

3. Высокозатратные мероприятия:

– утепление фасадов здания, ремонт крыши;

– модернизация тепловой сети, установка металлопластиковых труб;

– замена или модернизация пищевого блока и плит.

В настоящее время большое значение приобретает совершенствование механизмов формирования комплекса энергосберегающих мероприятий в образовательных учреждениях. Для формирования комплекса энергосберегающих мероприятий предлагается реализация следующих этапов:

– по каждому мероприятию определяются цели и задачи;

– назначается ответственный (координатор);

– определяется период и объем ресурсов, необходимый для проведения данных мероприятий;

– определяются приоритетные мероприятия в зависимости от возможного вклада в достижение главной цели и распределяются ресурсы, требуемые для реализации мероприятий.

Выполнение этих этапов формирования комплекса энергосберегающих мероприятий позволяет обеспечить:

– концентрацию ресурсов на решении приоритетных комплексных задач, стоящих перед администрацией школы в области энергосбережения;

– длительный горизонт планирования, позволяющий оценить среднесрочные и долгосрочные социально-экономические эффекты;

– системный подход к формированию комплекса взаимоувязанных по ресурсам и срокам мероприятий для достижения поставленных целей;

– открытый порядок формирования и реализация мероприятий и хода их реализации;

– более рациональное использование выделенных финансовых ресурсов и обеспечение прозрачности их освоения.

Такой подход позволит не только стимулировать проведение энергосберегающих мероприятий, но и рационально использовать финансовые ресурсы.

Настоящая работа посвящена вопросам энергосбережения и повышения энергоэффективности в российских школах. На основании проведенного исследования можно отметить, что российские школы располагают значительным потенциалом энергосбережения и реальными возможностями экономии бюджетных средств. В связи с этим большое значение приобретает совершенствование механизмов формирования комплекса энергосберегающих мероприятий в образовательных учреждениях. Такой подход позволит не только стимулировать проведение энергосберегающих мероприятий, но и рационально использовать финансовые ресурсы.

Еще одной из действенных мер по энергосбережению в российских школах является развитие культуры энергосбережения. С проблемами рационального использования энергетических ресурсов и способами их энергосбережения необходимо познакомить всех школьников на каждом уровне образования, с учетом возрастных особенностей и познавательных возможностей обучающихся.

Необходимо формирование у школьников энергосберегающей модели поведения, ориентированной на бережное и ответственное отношение к энергии и природным ресурсам.

Ученики школ могут лично участвовать в программе энергосбережения, что даст возможность сформировать в их сознании представление о важности процесса энергосбережения. С детства, привыкнув к бережному отношению к электроэнергии, в будущем нынешние школьники смогут совершить прорыв в энергосбережении во всей стране.

Успешность развития знаний и умений учеников школ в области энергосбережения и энергоэффективности возможна только в том случае, если удастся сформировать устойчивую мотивацию и воспитать сознательное стремление к энергосбережению, пробуждению интереса к данной проблеме, привитию навыков экономии и формирования энергосберегающего образа жизни.

Источник: http://school-herald.ru/ru/article/view?id=204